Турция — граница будет на замке?

Все время существования ИГИЛ, затем переименованного в ИГ, члены этой организации чувствовали себя на территории Турции довольно комфортно. Турецкие власти предпочитали «не замечать» пересечение границы в обе стороны боевиками, воюющими на стороне ИГ. Существуют обоснованные подозрения в причастности турецких фирм к контрабанде нефти с захваченных исламским государством территорий Ирака, Ливии и Сирии.

Негласное сотрудничество турецких властей с ИГ было взаимовыгодным: боевики не пропускали на турецкую территорию сирийских беженцев, иногда пальбой поверх голов разворачивая их возле самой границы и вынуждая отправляться на поиски обходных путей в Европу, например, гораздо более опасного морского пути с территории Ливии.

Турецкие власти, разумеется, без особого восторга, были вынуждены терпеть на своей территории бойцов курдского сопротивления, единственной на сегодняшний день, помимо армии Б. Асада, реальной силы, способной противостоять исламским боевикам в наземных операциях. Надо же было поддерживать реноме «противников ИГ», тем более, что связываться с местными курдскими общинами накануне выборов было себе дороже.

В местах компактного проживания курдов, в основном возле сирийской границы, общины принимали и поддерживали бегущих от войны своих родственников и соплеменников.

Там же отдыхало и переформировывалось курдское ополчение.

Но невозможно бесконечно работать на два фронта. Ситуация должна была «сдетонировать» рано или поздно, что и случилось в буквальном смысле этого слова 20 июля.

20 июля в г. Суруч террористами ИГ был организован взрыв кафе, когда там собрались члены курдской организации «Федерация социалистической молодежи», организовавшая отправку молодежи на восстановление разрушенного боевиками г. Кобани. Погибли 28 человек, пострадали 100, ответственность на себя пока не взяла ни одна из террористических организаций. Турецкие власти утверждают, что личность смертника ими установлена, это террорист ИГ.

Теракт в г. Суруч вызвал массовые протесты курдского населения по всей стране, которые власти жестко подавляют.

Является ли теракт, подоспевший как ложка к обеду, попыткой оказать давление на Турцию в вопросе отказа от строительства газопровода «Турецкий поток» или давить будут по каким-либо другим вопросам?

Президент Турции Р. Т. Эрдоган провел телефонный разговор с президентом США Б. Обамой по вопросам сотрудничества в борьбе с ИГ.

http://www.kommersant.ru/doc/2773870 (23.07.2015)

Президент США Барак Обама провел телефонный разговор с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, сообщает Reuters. В ходе разговора лидеры обсудили пути расширения сотрудничества США и Турции при противодействии террористической группировке «Исламское государство». Кроме этого, президенты рассмотрели способы расширения сотрудничества, нацеленного на пресечение потока иностранных боевиков, следующих в Сирию, и укрепление контроля над границей Турции с этой страной. (конец цитаты)

Будут ли видны результаты такого сотрудничества в ближайшее время, или борьба с ИГ продолжится в стандартном американском формате имитации полезной деятельности - увидим.

Турция, располагающая всеми возможностями для серьезного ослабления исламского государства путем перекрытия для боевиков приграничного сообщения, до настоящего времени этими возможностями не пользовалась. К ситуации свободного передвижения боевиков на турецко-сирийской границе привлекли внимание оперативные действия следственного комитета РФ, выловившего переправляемую в Сирию московскую студентку и сопровождающих ее лиц.

При желании турецких властей поток боевиков из Турции в Сирию может быть перекрыт полностью, но до недавнего времени такого желания не наблюдалось.

23 июля, 2015 - 13:30